ИНОСТРАННОСТИ - главная страница

Информационно-аналитический дайджест о странах и иностранцах

ГЛАВНОЕ - ОБЩЕСТВО - ЗАКОНЫ - БИЗНЕС - ДЕНЬГИ - ОБУЧЕНИЕ - РАБОТА - НЕДВИЖИМОСТЬ - ТУРИЗМ
Здоровье - проПитание - Нравы - Культура - Спорт - Автомото - Технологии - Зоопарк - Происшествия

Иностранности - БИЗНЕС: ПО ЗАКОНАМ ШАРИАТА


Реклама

БИЗНЕС


ПО ЗАКОНАМ ШАРИАТА

В России появился первый страховщик, который будет работать по законам шариата. Компании «Сафинат» и «Альянс-Капитал» создали «такафул-компанию». Она будет страховать клиентов сразу по нескольким традиционным и экзотическим направлениям, включая автокаско и страхование паломников.

Сегодня в мире действует около 300 исламских банков с совокупным капиталом более $700 млрд

Мусульманские страховщики надеются занять в будущем 15% рынка в стране. Однако пока что отрасль исламских финансов в России крайне неразвита по сравнению не только с традиционными мусульманскими странами, но и с Европой.

Инвестиции вместо долгов

Краеугольный принцип исламского финансирования заключается в запрещении ссудного процента («риба») под любым видом. «Аллах разрешил торговлю и запретил рост» (то есть ростовщичество), — напрямую фиксируется в Коране. Таким образом, любые инструменты, основанные на долге, оказываются вне закона шариата. Это означает, что клиент не может положить в банк деньги, рассчитывая на получение процента. С другой стороны, кредит, выданный по любой — фиксированной или плавающей — ставке, также невозможен.

Между тем, финансовая система — неотъемлемая часть современной экономики, без которой какое-либо развитие сложно себе представить. Данное противоречие «халяльный» финансовый сектор преодолел на основе другого принципа — участия обеих сторон договора в полученной прибыли. По своей сути, любой вид исламского банкинга является инвестицией. С сопутствующими ей плюсами и минусами.

По количеству разнообразных финансовых инструментов исламский банкинг едва ли уступит обычному. Самым распространенным видом кредитования является «мурабаха», представляющая собой нечто среднее между классическим кредитом и лизингом. В рамках данного инструмента кредит обязательно выделяется под конкретную покупку. Собственником товара, на оплату которого взят кредит, является банк — до тех пор, пока клиент не погасит всю оговоренную сумму. «Мурабаха», таким образом, является торговой сделкой, в которой банк приобретает товар по одной цене, а продает по другой. А торговля в исламской этической системе, в отличие от ссудного процента, не только допускается, но и поощряется.

«Мудараба» — другой вариант банковских услуг, чаще всего применяемый при размещении депозитов. Владелец капитала («рабб аль-мал») доверяет средства партнеру («мударибу»), который использует их в том или ином виде бизнеса. Прибыль, полученная от бизнеса, в конечном итоге делится между участниками договора. Убыток же ложится на плечи инвестора, за исключением случаев, когда он произошел по прямой вине оператора средств. В традиционной европейской финансовой системе ближайшим аналогом этой схемы является венчурное финансирование.

Кроме этих видов кредитования, мусульмане активно пользуются «мушарака», предполагающей совместное финансирование того или иного проекта группой участников, в которую могут входить как частные лица, так и организации. Здесь прибыль также делится в полном соответствии с вкладом каждого из участников.

Появившийся в России «такафул», как и два предыдущих вида финансирования, — это разновидность инвестиций. Страхователь передает взносы страховщику с условием, что при наступлении страхового случая деньги будут возвращены. При этом часть средств поступает в накопительный фонд. От инвестирования этих денег участники получают оговоренный в соглашении доход.

Одним из наиболее экзотических для европейца, но широко распространенных в исламских странах является такой финансовый инструмент, как «кардуль хасана». Фактически это — беспроцентная ссуда. Обычно она применяется в целях социальной значимости. К примеру, в Иране банки обязаны тратить на «кардуль хасана» оговоренную часть собственных средств. Эти ссуды, как правило, предоставляются малому бизнесу, для которого такой вид поддержки жизненно важен. Хотя требовать с клиента средства за заем запрещено, заемщик может добровольно отблагодарить кредитора, выплатив вознаграждение («хиба»).

Стоит заметить, что мусульманский инвестор имеет право вкладывать свои средства лишь в «халяльные» виды деятельности. К таковым не относятся производство и торговля свининой, алкоголем, наркотиками, оружием, а также азартные игры.

Эпоха арабских завоеваний

С учетом сложной системы ограничений, для толкования которых используются мнения авторитетных богословов, исламское финансирование довольно долго пребывало в забвении. Экономическая отсталость, не позволявшая говорить о сколько-нибудь развитом финансовом рынке, также не способствовала росту сферы банковских услуг в мусульманском мире.

Одним из пионеров исламского банкинга стал Египет, где традиционные схемы начали активно применяться еще с 60-х годов. Самой забавной деталью этого процесса было то, что исламское происхождение соответствующих видов банковских услуг замалчивалось — власти боролись с любыми проявлениями фундаментализма.

C 70-х годов, когда высокие цены на нефть позволили целому ряду мусульманских стран накопить значительные капиталы, которые часто инвестировались за рубеж, началась экспансия «финансов по шариату» за пределы Ближнего Востока. В 1978 году в Люксембурге был открыт Исламский финансовый дом, показавший пример банковского дела, работающего на основе мусульманской этики.

С тех пор рост исламского финансового сектора происходил почти что в геометрической прогрессии. Исламские финансовые инструменты вызвали активный спрос со стороны живущих в Европе ближневосточных бизнесменов, а также мигрантов из соответствующих стран. Параллельно с ростом экономики бурное развитие претерпел и банковский сектор в нефтедобывающих государствах Ближнего Востока.

Сейчас общий объем активов отрасли исламского финансирования составляет около триллиона долларов. По оценкам аналитиков, сектор растет на 15-20% в год, тогда как банковские системы Европы и США увеличиваются на 3-4%. Кредитной деятельностью по законам шариата занимаются в том числе и немусульманские финансовые организации, в частности, UBS и Citigroup. Европейские бизнес-школы повсеместно открывают факультеты и отделения по исламским финансам.

Лидером среди глобальных центров исламского кредитного дела сейчас является Лондон, где крутятся десятки миллиардов долларов, принадлежащих ближневосточным инвесторам — как государственным, так и частным.

Россия не осилит

В России исламские финансовые схемы за последние 20 лет не особенно продвинулись в развитии. До сих пор они предлагаются крайне ограниченному числу потребителей в мусульманских регионах страны. Точных оценок «исламской» доли финансового рынка никто не проводил, но едва ли ее объем превышает сотые доли процента.

Между тем, в стране некоторое время назад существовала организация, придерживавшаяся принципов исламского банкинга. Речь идет о «Бадр Форте банке», базировавшемся в Москве. В 2006 году ЦБ отозвал у него лицензию за сомнительные сделки, подпадавшие под действие закона об отмывании преступных доходов и финансировании терроризма.

Заявления организаторов первого российского исламского страховщика о том, что в перспективе они будут контролировать до 15% страхового рынка страны, вызывают у экспертов скепсис. В России люди до сих пор слабо разбираются в классических финансах, а уж осилить новые виды услуг с кучей непонятных арабских терминов будет для них за гранью возможного.

В целом перспективы исламского финансирования выглядят туманными из-за множества ограничений на виды деятельности, не способствующие развитию отрасли. Однако у этой сферы есть и свои преимущества. Исламский банкинг, прежде всего, основан на инвестициях и глубоком изучении возможных рисков. В то же время именно безрассудная любовь современных финансистов к риску и стала одной из причин текущего экономического кризиса.

Так что финансово грамотный и при этом осторожный инвестор, вне зависимости от своей собственной конфессиональной принадлежности, в обозримом будущем вполне может выбрать работу с исламскими правилами банковского дела.

Дмитрий МИГУНОВ.
Lenta.ru

17/11/2009

ГЛАВНОЕ - ОБЩЕСТВО - ЗАКОНЫ - БИЗНЕС - ДЕНЬГИ - ОБУЧЕНИЕ - РАБОТА - НЕДВИЖИМОСТЬ - ТУРИЗМ
Здоровье - проПитание - Нравы - Культура - Спорт - Автомото - Технологии - Зоопарк - Происшествия

© «Иностранности» (2009-2019)

Редакция дайджеста | Реклама на сайте
Rambler's Top100